Государственное бюджетное стационарное учреждение «Прокопьевский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства», сайт https://prkpi.kmr.socinfo.ru/information
учреждение стационарного социального обслуживания
граждане с ограниченными возможностями здоровья
"Забота, уход, профилактика"
Практика реализуется волонтерами среди получателей социальных услуг и сотрудниками учреждения
Практика реализуется на базе отделения «Милосердия»; периодичность проведения – 2 раза в неделю, по 45 минут
Оборудование мастерской «Стежок» (швейная машина, инструменты для ручного шитья, отрезы тканей, образцы работ, предметы народного быта и старины, бросовый и природный материал).
Цель:
Осуществление социально-психологической поддержки инвалидов с ограниченными возможностями по мобильности и ментальными нарушениями посредством куклотерапии (в том числе самостоятельного изготовления народных кукол и сказочных персонажей, работы с тканями и обыгрывание социально-значимых ситуаций), формирование новых знаний об окружающем мире и народном фольклоре.
Механизм:
Мобильные волонтеры среди получателей социальных услуг изготавливают самостоятельно куклы русского фольклора, разучивают стихи и сказки-потешки. Под руководством сотрудников волонтеры осуществляют театрализованное представление для маломобильных и немобильных получателей социальных услуг с ментальными нарушениями отделения «Милосердия».
Задачи:
1. Развитие познавательных способностей получателей социальных услуг, а также развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной деятельности.
2. Расширение спектра личностных ролей.
3. Повышение самооценки, уверенности в себе.
4. Духовно-нравственное воспитание и развитие волонтерской деятельности среди получателей социальных услуг.
5. Возрождение народных традиций.
Краткое описание практики:
«Куклотерапия» – социально-психологическая технология оказания помощи инвалидам с тяжелыми множественными нарушениями в развитии волонтерами из числа получателей социальных услуг и сотрудников, ведущими активный образ жизни.
Алгоритм проведения занятий:
- психогимнастика (коррекция эмоционального состояния);
- показ иллюстраций, образцов кукол;
- объяснение;
- чтение художественных произведений;
- рассказ сотрудника-волонтера и вопросы волонтеров из числа получателей социальных услуг;
- изготовление изделия;
- свободное общение с изделиями;
- игровая деятельность;
- волонтерская деятельность через технологию куклотерапии, показ кукол и персонажей сказок в отделении милосердия;
- анализ занятия, обсуждение готовых изделий, волонтерской деятельности среди получателей социальных услуг.
Методика работы:
- художественно-творческая деятельность организуется в мастерской «Стежок», в которой у каждого участника, включая сотрудника, имеется свое рабочее место;
- изготовление народной тряпичной куклы-образа, сказочного персонажа, приобщение инвалидов к народным традициям, коррекция эмоциональных состояний;
- в процессе работы предоставляется возможность свободного общения волонтеров, из числа получателей социальных услуг между собой и инвалидами с тяжелыми множественными нарушениями в развитии из отделения милосердия.
Количество человек, которым была предложена практика:
2023 год – 185 взрослых инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями в развитии;
2024 год – продолжается охват инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
По результатам проведенных занятий по куклотерапии отмечается положительный настрой на дальнейшую творческую и волонтерскую деятельность среди получателей социальных услуг, а также положительные отзывы о занятиях. Результаты опроса специалистов показали эффективность занятий и положительную динамику в развитии и коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы у инвалидов, стимуляцию двигательного развития, развития самовосприятия и коммуникативных возможностей, активности получателей социальных услуг.
Данная практика осуществляется непосредственно под руководством психолога Филимоненко Татьяны Владимировны и специалиста по комплексной реабилитации Шабалиной Натальи Владимировны, волонтерами-сотрудниками с педагогическим образованием.
Волонтеры среди получателей социальных услуг, работающие с инвалидами, проживающими в учреждении, должны владеть следующими компетенциями: ответственность, милосердие, коммуникативность, стремление к обучению и саморазвитию, инициативность, позитивность.